В помощь абоненту


 

КАК ИЗБАВИТЬСЯ ОТ СМС-СПАМА?

 

Абонент может оградить себя от смс-спама, обратившись к компании-инициатору рассылки с требованием удалить его телефонный номер из ее базы данных. Если же компания не пойдет навстречу, то рекомендуется составить аргументированное заявление в Управление по защите прав потребителей. Такая категория дел будет также подведомственной Государственной службе Украины по вопросам защиты персональных данных, но на сегодняшний день этот орган только в процессе создания. Поэтому обращение в это ведомство пока будет малоэффективным.

Более простой способ для абонентов избавиться от спама: подать заявление через сайт Кодекса мобильного маркетинга. Затем все последующие действия – по вычислению инициатора смс-спама и удалению из его базы рассылки номера телефона пожаловавшегося абонента – берет на себя координатор проекта Кодекса мобильного маркетинга.

Законодательные акты, на которые может опираться абонент, желающий оградить себя от смс-спама – это   Закон Украины «О защите прав потребителей». Согласно с п. 1 ст. 19 этого Закона запрещается нечестная предпринимательская практика. Такой деятельностью, в частности, считается деятельность (действия или бездействие), которая вводит потребителя в заблуждение или является агрессивной (содержит элементы принуждения, приставания, влияет или может повлиять на свободу выбора либо поведение потребителя относительно приобретения продукции). Как агрессивные запрещаются такие формы предпринимательской практики, как осуществление постоянных телефонных, факсимильных, электронных или иных сообщений без согласия потребителя.

В некоторых случаях пострадавшие абоненты могут опираться на Закон Украины «О рекламе». Так, согласно п. 1 ст. 15 этого закона при распространении рекламы услуг с использованием электросвязи, в том числе телефонной, текст рекламы должен содержать точную информацию о содержании рекламируемой услуги; стоимости рекламируемой услуги; возрастных и иных ограничениях, установленных законодательством и производителем услуги относительно круга потребителей, на которых направлена реклама; платное или бесплатное использование канала телефонной связи при предоставлении рекламируемой услуги и стоимость одной минуты телефонной связи при получении услуги в соответствующем регионе; полное имя, наименование, адрес поставщика рекламируемой услуги. Если какая-либо информация из причисленной  отсутствует (что и происходит в большинстве случаев), то компания, осуществившая такую смс-рассылку, нарушила законодательство о рекламе.

Важно также упомянуть о Законе Украины «О защите персональных данных». В п. 6. ст. 6 этого закона указывается, что не допустима обработка (сбор, регистрация, накопление, хранение, адаптация, изменение, возобновление, использование и распространение, обезличивание, уничтожение) данных о физическом лице без его согласия (в любом виде, в частности в письменном), кроме случаев, определенных законом, и только в интересах национальной безопасности, экономического благосостояния и прав человека.

Таким образом, для того чтобы отправить смс-сообщение конкретному физическому лицу, компания обязана предварительно получить согласие этого физического лица. В ином случае, отправитель смс-сообщения нарушает нормы закона.

Какое наказание грозит компании, нарушившей данные законы?

Согласно ст. 182 Уголовного кодекса Украины «сбор, хранение, использование или распространение конфиденциальной информации о лице без его согласия  наказывается штрафом до 50 необлагаемых минимальных доходов граждан (17 грн), исправительными работами сроком до двух лет, арестом на срок до шести месяцев или ограничением свободы на срок до трех лет».

А согласно ст. 363 Уголовного кодекса Украины «умышленное массовое распространение сообщений электросвязи, осуществленное без предварительного согласия адресатов, что привело к нарушению или прекращению работы электронно-вычислительных машин (компьютеров), автоматизированных систем, компьютерных сетей или сетей электросвязи, наказывается штрафом от 500 до 1000 необлагаемых минимальных доходов граждан либо ограничением свободы на срок до трех лет. Однако отмечу, что данную статью вряд ли удастся применить к таким нарушителям, так как результатом массового распространения сообщений электросвязи должно быть нарушение или прекращение работы электронно-вычислительных машин (компьютеров), автоматизированных систем, компьютерных сетей или сетей электросвязи, что данном случае маловероятно.

Кроме того, согласно ст. 27 Закона Украины «О рекламе» лица, виновные в нарушении законодательства о рекламе (предоставляют недостоверную информацию производителю рекламы, необходимой для производства рекламы; не соблюдают установленные законом требования относительно содержания рекламы, нарушают порядок распространения рекламы, если реклама распространяется ими самостоятельно), несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность согласно закону. Специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти в сфере защиты прав потребителей и его территориальные органы накладывают на рекламодателя штрафы в размере пятикратной стоимости распространенной рекламы в порядке, установленном Кабинетом министров Украины. Повторное совершение перечисленных нарушений в течение года влечет наложение штрафа в двойном от предусмотренного за эти нарушения размере.

 Дмитрий Йовдий, управляющий партнёр ЮК «Лигал асистанс групп», советник Президента Украинской ассоциации директ маркетинга.

 


 

КАК ОТКАЗАТЬСЯ ОТ ИНФОРМАЦИОННОЙ СМС-РАССЫЛКИ ОПЕРАТОРОВ МОБИЛЬНОЙ СВЯЗИ?

Заключая договор с оператором мобильной связи на облуживание на контрактной основе или приобретая стартовый пакет мобильной связи (при установлении в мобильный телефон Вашей SIM-карты), Вы автоматически даете свое согласие на получение информационных сообщений от оператора мобильной связи и его партнеров.

Ознакомиться с правилами использования предоплаченных услуг операторов мобильной связи можно в справочных материалах, которые прилагаются к стартовым пакетам и на официальных сайтах операторов:

Для абонентов Киевстар Дж.Ес.Ем

Для абонентов MTC

Для абонентов life:)

Абоненты могут отказаться от любых сообщений информационного характера следующим образом:

Для абонентов «Киевстар Дж.Ес.Ем» следует совершить звонок в call-центр на короткий номер 466 и сообщить оператору о желании отказаться от информационных материалов.

Для абонентов МТС-Украина следует отправить SMS-сообщение на номер 10250 (бесплатно).

Для абонентов life:): заполнить специальную форму на WEB ресурсе (в данном случае предусмотрена возможность отказаться от разных типов SMS-сообщений, но только от оператора мобильной связи, не от его информационных партнеров), либо совершить звонок в call-центр на короткий номер 5433, либо  сообщить о своем желании представителю оператора в центрах обслуживания.